
Новинка - парамотор Walkerjet W-130
Как не говори, а все-таки приятно иногда осознавать, что и славяне
способны творить в разных сферах человеческой деятельности. И этот лирический заход издалека делается не с проста.
Если взять, например, парапланы, многие либо уже забыли, а некоторые просто не знают, что еще пять лет назад в числе
лучших производителей и призовых мест на международных соревнованиях назывались чешские купола таких фирм, как
"GRADIENT" и "MAC", а запасные парашюты чешской фирмы "JUNKERS", с небезызвестной орлиной головой..., знакомы нам не по
сбитым самолетам в Великую Отечественную... Тем более что и сегодня снаряжение названных фирм пользуется большой
популярностью во всем мире. В подтверждение этому добавлю от себя лично, что несколько лет активно летал на тандемном
куполе "PASHA-40" (МАС) на лебедке, в горах, с парамотором с ног, на тандемном трайке, - без каких-либо нареканий и опасений.
Сегодня все еще летаю и в свободных полетах, и с парамотором, и на одиночном трайке на спортивном аппарате - "TRANCE-27"
(МАС, 2000 г. выпуска, менял только стропы). В прошлом году в Коктебеле и в мае с.г. в Олюденизе летал наравне со всеми, а иногда
и выше всех - под облаками... Ни это ли доказательство надежности и качества этой продукции.
У кого-то может сложиться впечатление, что здесь пишет "засланный казачок" от братьев чехов... Нет, нет, ни в коем разе,
уж в этом упрекнуть меня оснований нет. Занимаясь обучением, сегодня даже чаще приходится летать на снаряжении учеников, чтобы показать
им все в действии, пояснить тонкости и особенности куполов и парамоторов, показать пилотажные элементы или просто алгоритмы старта и
посадки в различных условиях. А сегодня рынок настолько насыщен действительно хорошей техникой, что у новичков просто голова кругом идет,
если они сами занимаются подбором куполов и парамоторов для себя.
Так что сравнить разные моторы и купола, и оценить их достоинства возможность есть. Из куполов это:
"СПП-30", "Хаммер", "Командор", "Корсар", "Айвенго", "Акробат", "Корвет", "Танго", "Джаз", "Зорро", "Хантер", "Стайл", "Дискавери", "Вокс",
"Феррон", "Сайлекс", "Стинг", "Астрал", "Эден", "Ёки", "Экшн", "Вулкан", "Вайб", "Паша", "Паша-2", "Круиз".
Из парамоторов это: "СОВА-200", "Raket", "Solo-210", "Simonini-2, 3, 4", "Top-80", "Snap-100", "ROS-125", "Zanzater MZ-34",
"Hirt F-33A", "JPX", "РМЗ-500", теперь вот чешский -"Walkerjet W-130". Все мы понимаем - пока не
будет эксплуатационной статистики (хотя бы в течение года), говорить о достоинствах или недостатках будет преждевременно. На сегодня налет на этом моторе здесь в Москве составляет около 5 часов (практически в обкаточном режиме), помимо необходимости регулировки
карбюратора, для выхода в итоге на постоянный рабочий режим, пока ничего не потребовалось и не проявилось. Заводится электростартером - с "пол-тыка",
работает чувствительно тише, чем любой Симон и гораздо "благороднее" - даже приятно слушать. Единственная особенность, которая сразу
обращает на себя внимание это то, что на разогрев двигатель до 90 - 100 градусов, он не выдает не то, что максимальные, даже и средние обороты.
С одной стороны, вроде бы и хорошо, потому что точно уже знаешь, что двигатель прогрет и можно стартовать, и он тебя уже не подведет на старте, а с другой
стороны, - стоя с заведенным двигателем на старте на чуть выше холостых оборотах, начинаешь привлекать к себе внимание и ловишь вопросительные
взгляды пилотов типа: "Ну, че не стартуешь? Высоты боишься?". Думаю, ко всему нужно привыкнуть. Во всяком случае, с появлением
современных моторов, напрашивается еще один оценочный термин - комфортность, т.е. - приехал, достал, собрал, надел, кнопку нажал и улетел...
Наверняка, каждому парамоторщику хочется именно этого.
Теперь немного о технических данных (ТТХ) и впечатления посторонних пилотов после пробных полетов.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Объем двигателя - 130 см\куб
Обороты ( макс ) - 8500
Мощность ( двиг) - 22 л\с
Статическая тяга - 70 кг. (заявленная)
К а р б ю р а т о р - Walbro-37
Р е д у к ц и я - 3,1
Цилиндр монолит - никосиловое покрытие (без головки, раб\температура 180 - 200 град.)
Г л у ш и т е л ь - резонаторного типа двойной
Вес двигателя - 13 кг. (вес установки с эл\стартером - 24,5 кг)
Винт (2-х лоп.) - 125 \ 130 см. (серийный для Симонини-2)
Бензин (Россия) - 98 ( Европа - 95)
Масло ( р е к. ) - 100% синтетика (обкатка 3%, рабочий реж. 2%)
Запуск двигателя - эл \ ручной стартер
Вес пилота (рек) - до 100 кг. (уст. империческим путем)
Рама и ограждение - дюралевый сплав ("SKYRUNNER" - Псков)
Подвесная система - "нерогатая" (типа "Adventure" - "SKYRUNNER" - Псков, очень удобная для продолжительных полетов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
При разных подходах к моторной идеологии многие все-таки попробовали (правда, на своих куполах) мотор в полете. Василий Дьяченко,
например, сдержанно сопоставил его со SNAP-100. Сергей Архиповский и Михаил, летавший на "Акробате" оценили его, как интересный вариант для
категории легких моторов, потому как к моторам, с объемом ниже 120 -130 кубиков, также относятся с осторожностью, как и я, впрочем.
Пробовали мотор и тяжеловесы. Наш Сергей (под 100 кг), взлетал, правда, на 31-м Экшене, в штиль оторвался от земли очень просто
и быстро. А вот когда взлетал наш товарищ из Магнитогорска - Владимир (вес 110 кг) на 31-м Танго, то по режиму работы двигателя в горизонтальном
полете и при наборе высоты уже можно было догадаться, что для спокойной работы двигателя не стоит его загружать более чем одним центнером...
Первое, что самому было интересно проверить - температурные режимы. В один из вечеров в Косино после одного из первых
стартов, летая в горизонте с температурой 180 град. (по прибору), дал полный газ и большими кругами над полем стал набирать высоту, отслеживая как
будет расти температура, где остановится и остановится ли. Окружающая температура составляла, примерно, +20 - 22 град. Тут, как говорится, процесс
и пошел: 185, 188, 200, 220, 226-225, 226-225 (и так 35-40 сек.), а газ все на полную... Итог - после 5-ти минут работы на полном газу
вышел на максимальный температурный режим 226 градусов, что не является критическим. Ну что же, посмотрим - сможет ли Valkerjet W-130
зарекомендовать себя как надежный и верный партнер в нашем деле... Следите за информацией о ходе дальнейших летных испытаний.
|