
Сочи - 2003 или сочинское ноу-хау
Перед наступающим летним периодом наверняка данная история кого-то воодушевит на новые
технические выдумки, кому-то позволит, используя наш опыт внедрить его уже на
практике. Всегда приятно отметить, что в нашей пилотской среде, как и в
других технических видах спорта и отдыха, очень много людей творческих, ищущих,
экспериментирующих и порой очень талантливых. В какой-то степени нашему
российскому парапланеризму повезло именно потому, что наряду с притоком чайников
(в хорошем смысле этого слова), - начинающих Наше Дело с «0», основной костяк
составили люди с богатым летным прошлым. Это – дельтапланеристы, парашютисты,
летчики малой авиации и даже в наших рядах «ПАРАМАСТЕРА» теперь проходит
обучение летчик-испытатель, космонавт, Герой Советского Союза (дважды по
полгода(!) работавший на МКС на орбите) – Манаков Геннадий Михайлович. В юности
осваивать небо он начинал с парашютом. В итоге своего героического пути, сделав
пару пробных полетов на трайке с парамотором, понял, что параплан - это именно
то, чего не хватает для полного счастья. Вернемся все-таки в Сочи. С
сочинской, а точнее с красно-полянской тусовкой парапланеристов, во главе с
Александровым Андреем (кличка «доктор» – он на самом деле бывший хирург,
известный альпинист) пилоты «Парамастера» знакомы уже много лет. Не однократно
выезжали в небезызвестный, после того, как его облюбовал наш российский
Президент, горнолыжный курорт – Красная Поляна. Любые полеты в горах – это
особые впечатления. Со временем своими воспоминаниями с Вами поделятся наши
пилоты Сергей Евдокимов, который приобрел в Красной Поляне первые навыки полетов
в термиках и Ваш рассказчик, умудрившийся однажды присоединиться к местной
тусовке и застрять там на целый месяц. Зато налетался вдоволь и даже
подзаработал, летая в тандеме с пассажирами. В то время как раз провели
подъемник на самый верх (на 4-тую очередь) на хребет «Аигба». Для летающих
объяснять не буду – что это такое, когда стартуешь с горки, а под тобой уже –
1700 метров…
 Так вот, пытливые
умы местных «кулибиных» созрели до идеи, как говорится, – «не замахнуться ли на
самого Вильяма Шекспира» …? А точнее говоря, - не попробовать ли тандемные
полеты за пассивной лебедкой за катером в море ? Благо – территория, т.е.
акватория позволяет. Потому как, болтание на парашюте за катером, сложно назвать
полетом и не идет ни в какое сравнение с настоящим полетом на
параплане.  Идея вполне
реальная, тем более что основные составляющие: «дорога» под любой ветер +
стабильная атмосфера + посадка на пляж, как минимум – обеспечены. Дело
оставалось за малым. Нужно было приобрести подходящую лебедку, смастерить
крепление на катер, и на практике наладить процесс, с учетом возможных нюансов.
(В дальнейшем же жизнь нам еще раз напомнила, что только практика является
критерием истины) Сама идея материализовалась в апреле-мае прошлого года,
сами понимаете – надвигающийся летний сезон подгонял всех и вся. Потому, что все
сферы жизни и деятельности в этом городе носят сезонный характер. Даже уже не в
диковину «сезонные браки», а после «жаркого» лета местные мужчины уставшие
возвращаются на «зимние квартиры»…(понятное дело - надо подготовиться к
следующему лету) Вот такая сложная жизнь в городе Сочи. Перейдем теперь к действующим лицам. Исполнительным директором, в том
числе и этой затеи, был Андрей («Вандам») – отличный пилот тандемщик. Однажды
(Вы только представьте себе!), он стоял на старте в Красной Поляне с необычным
пассажиром… Путиным В.В. Да-да – с нашим Президентом, но старт (по независящим
от него причинам), так и не состоялся. (Это уже отдельная история). Хотя очень
жаль. И кто его знает, как бы после этого Исторического полета сложилась
парапланерная жизнь в России… Как Вы догадываетесь - без аврала, к сожалению,
не обошлось и здесь. За неимением ничего подходящего сочинцы купили у Волкова
Игоря Южно-африканский вариант пассивной лебедки, которая уже используется в
ряде стран для аналогичных целей. В распоряжении был турецкий 5-ти местный катер
(правда, как позже выяснилось не совсем морской, а точнее озерный) со 130-ти
сильным 4-х тактным двигателем «Хонда» (вот это действительно – «песня»). На
обращения Андрея «Вандама» к московским мэтрам парапланерных дел - помочь
наладить дело и подучить местных ребят работать с лебедкой, он получил вежливый
и корректный отказ. Обратившись в «Парамастер», в котором техническое творчество
является практически нормой жизни, и, пообещав оплатить дорогу и чисто
символическую сумму за работу (по старой памяти и по дружбе), и, имея уже наш
собственный опыт изготовления и использования пассивных лебедок, я согласился
помочь им в этом деле. Правда, вместо планируемой недели пришлось провести
там целый месяц, да и дорогу не оплатили, да и за работу тоже… Понятно, времена
такие, - кому сейчас легко? (Видимо, Андрею повнимательнее надо выбирать
партнеров по бизнесу, или им его, я так точно и не понял?) По договоренности,
сочинцы должны были изготовить крепление лебедки на катер, а моя миссия
заключалась в отработке на практике тандемных стартов с берега и определение
оптимальных (точнее - безопасных) режимов затяжек с пассажиром. Но по приезду в
Сочи стало понятно, что Андрей с головой ушел в решение местных формальностей,
которые, хочу заметить, в условиях курортного города, когда каждая структура
власти пытается непременно что-нибудь «отщипнуть» от любого бизнеса,
действительно отобьет охоту вообще чем-либо заниматься. А идея, т.е. лебедка,
оставалась пока лежать упакованной в коробке… Ну да ладно, быть автором с
нуля – это не в первый раз. Сложность возникла только в поисках нужного металла
(нержавейки). Море – оно ведь соленое. Помогал один капитан яхты – Валера
(мастер на все руки, кстати, бывший парашютист). Сами практически все резали,
варили, сверлили катер. Крепеж получился с заданными параметрами и не нарушал
эстетики самого катера, но неизвестная доселе конструкция на нем у всех вызывала
повышенный интерес.
 К сожалению, трос,
которым была укомплектована лебедка (3 мм), подходил только для умелой затяжки
одиночных парапланов, но никак не тандемов. Это сразу стало ясно после
нескольких купаний тандемных экипажей в море у берега, так и не сумевших набрать
высоты хотя бы для разворота. Хочу Вас заверить, что полоскание купола в
пресной воде после морских ванн, - дело очень хлопотное и трудоемкое, и
требует много человеко-часов работы. Ничего не оставалось, как
пустить этот трос на хозяйственные нужды. И уже перестраховавшись, на местном
рынке у рыбаков купили обыкновенный капроновый трос диаметром 6 мм, правда, на
барабан влезло только 450 метров. Для эксперимента, конечно, хватило и этого. Но
жизнь подбросила следующую вводную, – 130-сильная ХОНДА со скоростным винтом
устраивала такой коктейль за катером…, но толку от этого было мало. Катер не мог
с места разогнаться до нужной скорости, чтобы поднять тандемный экипаж в воздух,
и всем своим днищем упирался в воду, как в вязкую глину. На совете старейшин
пришли к выводу, что здесь нужна не скорость, а тяга. Делать нечего, - заказали
тяговый винт меньшего диаметра. Прошла еще неделя, а я все так же успешно
осваивал профессию юнги на катере под палящим июньским небом, подавая швартовые.
Утром вставал в 7.00, домой возвращался в 22.00. То есть гасили волны на
центральном пляже в Сочи, периодически совершая рекламные заезды на катере с
«бананом», с «плюшками» или таская парашюты с посиневшими от темноты и теперь
отрывающимися на всю катушку подвыпившими шахтерами.
 В это же время, дразня лежащую
на пляже публику, периодически, в небо уходил все тот же, смуглый и всегда
веселый, под стать аполлону – Шамиль из Дагестана. (Привет, Шамиль! Как
дела?) Когда поставили тяговый винт, – картина совершенно изменилась. Для
тандема тяги хватало. Тут мы зачастили в небо в тандеме с пассажирами на высоту
до 300-сот метров, что вызвало огромное изумление скучавшей на пляже публики и
праздно шатающихся в самом городе, откуда хорошо были видны необычные для этих
мест летательные аппараты. Но… цена 15-ти минутного полета стоимостью в 2500
рублей, как-то остужала рьяный пыл местных экстремалов из числа отдыхающих на
центральном пляже… И они по старинке довольствовались 10-ти минутным болтанием
под парашютом с приземлением в воду около берега и всего-то за 1000
рублей. Туристический конвейер работал, как и десятки лет назад на всю
катушку. Отправлял по домам тех, кого уже, как и Эполита – обогрели и обобрали,
и встречал дежурными улыбками тех, кому это еще только предстояло. Народ
отдыхал, кто, как мог, т.е. как позволяли средства и фантазия.
Прошел месяц, на этом моя
миссия подошла к концу: крепеж сделан, различные режимы старта отработали,
лебедка работает, одиночки и тандемы летают. За работу получил сполна –
свежий морской воздух 24 часа в сутки, жаркое солнце и новую морскую
специальность – Юнга на судне. В жизни все пригодится… Всегда к Вашим
услугам, Александр
Корзун. -----------------------------------------------------------------------------------------------
P.S.
И все-таки тем летом не обошлось без печальных событий. К Мише Туркевичу, с
которым мы проживали в одной квартире, вскоре после моего отъезда приехал в
гости отец – Михал Михалыч Туркевич, известный альпинист, в числе первых
советских альпинистов покорял гималайские восьмитысячники. Он только что
вернулся из Непала, где отмечался 50-ти летний юбилей первых восхождений. Еще
несколько месяцев до этого мы вместе с Михалычем забирали лебедку из Параависа
для отправки в Сочи. И вот тебе судьба … просто что-то съел, - отравление … и
человека больше нет… Снимаю шляпу, вечная память и пусть тебе земля будет
пухом Михал Михалыч… А Миша младший все также лазает по стенкам, он –
промальп, как он себя называет. Есть такая профессия - промышленный альпинист.
Это тоже люди особенные, но это уже другая история. Миша, привет тебе.
Держись…

Звоните 8-903-124-7792 Александр или пишите alex@paramaster.ru.
|