Парамастер
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Сочи - 2003 или сочинское ноу-хау

  Перед наступающим летним периодом наверняка данная история кого-то воодушевит на новые технические выдумки, кому-то позволит, используя наш опыт внедрить его уже на практике.
  Всегда приятно отметить, что в нашей пилотской среде, как и в других технических видах спорта и отдыха, очень много людей творческих, ищущих, экспериментирующих и порой очень талантливых. В какой-то степени нашему российскому парапланеризму повезло именно потому, что наряду с притоком чайников (в хорошем смысле этого слова), - начинающих Наше Дело с «0», основной костяк составили люди с богатым летным прошлым. Это – дельтапланеристы, парашютисты, летчики малой авиации и даже в наших рядах «ПАРАМАСТЕРА» теперь проходит обучение летчик-испытатель, космонавт, Герой Советского Союза (дважды по полгода(!) работавший на МКС на орбите) – Манаков Геннадий Михайлович. В юности осваивать небо он начинал с парашютом. В итоге своего героического пути, сделав пару пробных полетов на трайке с парамотором, понял, что параплан - это именно то, чего не хватает для полного счастья.
  Вернемся все-таки в Сочи.
  С сочинской, а точнее с красно-полянской тусовкой парапланеристов, во главе с Александровым Андреем (кличка «доктор» – он на самом деле бывший хирург, известный альпинист) пилоты «Парамастера» знакомы уже много лет. Не однократно выезжали в небезызвестный, после того, как его облюбовал наш российский Президент, горнолыжный курорт – Красная Поляна.
  Любые полеты в горах – это особые впечатления. Со временем своими воспоминаниями с Вами поделятся наши пилоты Сергей Евдокимов, который приобрел в Красной Поляне первые навыки полетов в термиках и Ваш рассказчик, умудрившийся однажды присоединиться к местной тусовке и застрять там на целый месяц. Зато налетался вдоволь и даже подзаработал, летая в тандеме с пассажирами. В то время как раз провели подъемник на самый верх (на 4-тую очередь) на хребет «Аигба». Для летающих объяснять не буду – что это такое, когда стартуешь с горки, а под тобой уже – 1700 метров…
 
Так вот, пытливые умы местных «кулибиных» созрели до идеи, как говорится, – «не замахнуться ли на самого Вильяма Шекспира» …? А точнее говоря, - не попробовать ли тандемные полеты за пассивной лебедкой за катером в море ? Благо – территория, т.е. акватория позволяет. Потому как, болтание на парашюте за катером, сложно назвать полетом и не идет ни в какое сравнение с настоящим полетом на параплане.
 
Идея вполне реальная, тем более что основные составляющие: «дорога» под любой ветер + стабильная атмосфера + посадка на пляж, как минимум – обеспечены. Дело оставалось за малым. Нужно было приобрести подходящую лебедку, смастерить крепление на катер, и на практике наладить процесс, с учетом возможных нюансов. (В дальнейшем же жизнь нам еще раз напомнила, что только практика является критерием истины)
Сама идея материализовалась в апреле-мае прошлого года, сами понимаете – надвигающийся летний сезон подгонял всех и вся. Потому, что все сферы жизни и деятельности в этом городе носят сезонный характер. Даже уже не в диковину «сезонные браки», а после «жаркого» лета местные мужчины уставшие возвращаются на «зимние квартиры»…(понятное дело - надо подготовиться к следующему лету) Вот такая сложная жизнь в городе Сочи.
Перейдем теперь к действующим лицам. Исполнительным директором, в том числе и этой затеи, был Андрей («Вандам») – отличный пилот тандемщик. Однажды (Вы только представьте себе!), он стоял на старте в Красной Поляне с необычным пассажиром… Путиным В.В. Да-да – с нашим Президентом, но старт (по независящим от него причинам), так и не состоялся. (Это уже отдельная история). Хотя очень жаль. И кто его знает, как бы после этого Исторического полета сложилась парапланерная жизнь в России…
Как Вы догадываетесь - без аврала, к сожалению, не обошлось и здесь.
За неимением ничего подходящего сочинцы купили у Волкова Игоря Южно-африканский вариант пассивной лебедки, которая уже используется в ряде стран для аналогичных целей. В распоряжении был турецкий 5-ти местный катер (правда, как позже выяснилось не совсем морской, а точнее озерный) со 130-ти сильным 4-х тактным двигателем «Хонда» (вот это действительно – «песня»).
На обращения Андрея «Вандама» к московским мэтрам парапланерных дел - помочь наладить дело и подучить местных ребят работать с лебедкой, он получил вежливый и корректный отказ. Обратившись в «Парамастер», в котором техническое творчество является практически нормой жизни, и, пообещав оплатить дорогу и чисто символическую сумму за работу (по старой памяти и по дружбе), и, имея уже наш собственный опыт изготовления и использования пассивных лебедок, я согласился помочь им в этом деле.
Правда, вместо планируемой недели пришлось провести там целый месяц, да и дорогу не оплатили, да и за работу тоже… Понятно, времена такие, - кому сейчас легко? (Видимо, Андрею повнимательнее надо выбирать партнеров по бизнесу, или им его, я так точно и не понял?)
По договоренности, сочинцы должны были изготовить крепление лебедки на катер, а моя миссия заключалась в отработке на практике тандемных стартов с берега и определение оптимальных (точнее - безопасных) режимов затяжек с пассажиром. Но по приезду в Сочи стало понятно, что Андрей с головой ушел в решение местных формальностей, которые, хочу заметить, в условиях курортного города, когда каждая структура власти пытается непременно что-нибудь «отщипнуть» от любого бизнеса, действительно отобьет охоту вообще чем-либо заниматься. А идея, т.е. лебедка, оставалась пока лежать упакованной в коробке…
Ну да ладно, быть автором с нуля – это не в первый раз. Сложность возникла только в поисках нужного металла (нержавейки). Море – оно ведь соленое. Помогал один капитан яхты – Валера (мастер на все руки, кстати, бывший парашютист). Сами практически все резали, варили, сверлили катер. Крепеж получился с заданными параметрами и не нарушал эстетики самого катера, но неизвестная доселе конструкция на нем у всех вызывала повышенный интерес.

К сожалению, трос, которым была укомплектована лебедка (3 мм), подходил только для умелой затяжки одиночных парапланов, но никак не тандемов. Это сразу стало ясно после нескольких купаний тандемных экипажей в море у берега, так и не сумевших набрать высоты хотя бы для разворота.
Хочу Вас заверить, что полоскание купола в пресной воде после морских ванн, - дело очень хлопотное и трудоемкое, и требует много человеко-часов работы.
Ничего не оставалось, как пустить этот трос на хозяйственные нужды. И уже перестраховавшись, на местном рынке у рыбаков купили обыкновенный капроновый трос диаметром 6 мм, правда, на барабан влезло только 450 метров. Для эксперимента, конечно, хватило и этого. Но жизнь подбросила следующую вводную, – 130-сильная ХОНДА со скоростным винтом устраивала такой коктейль за катером…, но толку от этого было мало. Катер не мог с места разогнаться до нужной скорости, чтобы поднять тандемный экипаж в воздух, и всем своим днищем упирался в воду, как в вязкую глину.
На совете старейшин пришли к выводу, что здесь нужна не скорость, а тяга. Делать нечего, - заказали тяговый винт меньшего диаметра. Прошла еще неделя, а я все так же успешно осваивал профессию юнги на катере под палящим июньским небом, подавая швартовые. Утром вставал в 7.00, домой возвращался в 22.00. То есть гасили волны на центральном пляже в Сочи, периодически совершая рекламные заезды на катере с «бананом», с «плюшками» или таская парашюты с посиневшими от темноты и теперь отрывающимися на всю катушку подвыпившими шахтерами.

В это же время, дразня лежащую на пляже публику, периодически, в небо уходил все тот же, смуглый и всегда веселый, под стать аполлону – Шамиль из Дагестана. (Привет, Шамиль! Как дела?)
Когда поставили тяговый винт, – картина совершенно изменилась. Для тандема тяги хватало. Тут мы зачастили в небо в тандеме с пассажирами на высоту до 300-сот метров, что вызвало огромное изумление скучавшей на пляже публики и праздно шатающихся в самом городе, откуда хорошо были видны необычные для этих мест летательные аппараты. Но… цена 15-ти минутного полета стоимостью в 2500 рублей, как-то остужала рьяный пыл местных экстремалов из числа отдыхающих на центральном пляже… И они по старинке довольствовались 10-ти минутным болтанием под парашютом с приземлением в воду около берега и всего-то за 1000 рублей.
Туристический конвейер работал, как и десятки лет назад на всю катушку. Отправлял по домам тех, кого уже, как и Эполита – обогрели и обобрали, и встречал дежурными улыбками тех, кому это еще только предстояло. Народ отдыхал, кто, как мог, т.е. как позволяли средства и фантазия.

Прошел месяц, на этом моя миссия подошла к концу: крепеж сделан, различные режимы старта отработали, лебедка работает, одиночки и тандемы летают.
За работу получил сполна – свежий морской воздух 24 часа в сутки, жаркое солнце и новую морскую специальность – Юнга на судне. В жизни все пригодится…
Всегда к Вашим услугам, Александр Корзун.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. И все-таки тем летом не обошлось без печальных событий. К Мише Туркевичу, с которым мы проживали в одной квартире, вскоре после моего отъезда приехал в гости отец – Михал Михалыч Туркевич, известный альпинист, в числе первых советских альпинистов покорял гималайские восьмитысячники. Он только что вернулся из Непала, где отмечался 50-ти летний юбилей первых восхождений. Еще несколько месяцев до этого мы вместе с Михалычем забирали лебедку из Параависа для отправки в Сочи. И вот тебе судьба … просто что-то съел, - отравление … и человека больше нет…
Снимаю шляпу, вечная память и пусть тебе земля будет пухом Михал Михалыч…
А Миша младший все также лазает по стенкам, он – промальп, как он себя называет. Есть такая профессия - промышленный альпинист. Это тоже люди особенные, но это уже другая история.
Миша, привет тебе. Держись…

Звоните 8-903-124-7792 Александр или пишите alex@paramaster.ru.


главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты