Парамастер
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Турция - Олюдениз май 2004 года

  Сегодня уже мало кого можно удивить историями о солнечном Олюденизе. Мировое сообщество парапланеристов не зря выбрало его центром проведения всевозможных парапланерных утех, начиная от различных шоу и курсов СИВ, до места, где, за относительно умеренные деньги, можно просто полетать, отлично отдохнуть в любой компании и насладиться прекрасными видами моря и горных пейзажей, как сверху, так и снизу.
Любителям парапланерного чтива, видимо, будет не безразлично мнение команды «Парамастера», побывавшей в этом году в Турции впервые (с 30 апреля по 7 мая с.г.).
Так уж получилось, что в состав команды из 6-ти человек вошли 5 пилотов парамоторщиков и инструктор. С женской половиной вся группа состояла из 9-ти человек.
В составе команды был и наш гость с Чукотки - Алексей, находящийся в Москве в отпуске, - тот самый Алексей (см. заметку на нашем сайте «Крайние новости с крайней Чукотки»).

Опыт полетов разный: от 1 года до 8-ми лет (у инструктора), опыт полетов в горах только у двоих – у инструктора и Сергея Евдокимова.
Снаряжение: (купола) Транс\МАК, Эден-II\МАК, Эден\МАК, Пауэрплей\СВИНГ, Ферон\НОВА, все с запасными парашютами и радиостанциями (Алинко-195), резерв: Сайлекс\СВИНГ и Паша-40\МАК – тандем.
Естественно, перед выездом были проведены теоретическая и практическая подготовка, просушены и переуложены запаски, подготовлены приборы, GPS-ы, видео- и фотокамеры – все как положено.
Задача минимум – она же – максимум – поучиться почувствовать и полетать в термических восходящих потоках, включая некоторые элементы нештатных или необходимых режимов полета: на минимальных-максимальных скоростях, со сложением «ушей», отработка ассиметрических сложений, В-свал и задний свал. Подразумевалось, что в любом варианте основным является – вернуться домой без ЧП и травм.
Так что, сразу оговоримся, - наиглавнейшая задача выполнена - все вернулись живыми и здоровыми, за исключением нескольких ссадин, полученных во время катания на «табуретках» и мотоциклах, а это, как нам впоследствии стало известно – дело обычное…
Уже в аэропорту Даломан Турция встретила нас своим настоящим летним дыханием с многообразным букетом ароматов, исходящих от местной экзотической флоры. Тем более приятной оказалась дорога в Российский центр парапланеризма в Олюденизе в отель «ПЕРДИКИЯ» на комфортабельном микроавтобусе с кондиционером. В последствии, чтобы чувствовать себя совсем как дома, данное местечко по-российски и с нежностью было названо – «Пердюки»…
Уже зная примерный график предстоящих мероприятий, после размещения в номерах, всем составом мужская команда в сопровождении самой отважной (потом поймете почему) девушки Ларисы отправилась в свое первое восхождение на американских джипах на БАБАДАГУ, т.е. верхний старт (1960 м.). Всем, конечно же, не терпелось скорее взглянуть сверху на этот прожужжавший всем уши Олюдениз и воспарить над ним, оставив в голубом небе над морем и свои следы…
К нашему великому удивлению, экстрим, которого мы ждали не раньше, чем на старте, начался уже через несколько минут после нашего отъезда от гостиницы.
Как мы ее потом назвали, мы поднимались по «дороге жизни», которая приготовила нам не мало сюрпризов и откровенно настоящих волнений просто за свою, показавшуюся нам такой хрупкой, - жизнь.
Мягко говоря, дорога, по которой джипы карабкались со всем парапланерным скарбом и людьми в гору, где порой, колеса шли непосредственно по краю пропасти, навеивала только одну мысль – вспомнить о родных и близких, на всякий случай…


Подняться в первый же день на самую верхнюю точку Бабадага – почти 2000 метров – это было удачей. Тут как раз дело подошло и ко второй порции экстрима для наших «необстрелянных» членов команды…
Что там говорить, какой бы опыт не имел пилот на равнине, первый старт в горных условиях – мероприятие, очень волнительное и ответственное. И тут, как нельзя кстати были и опытная рука инструктора, помогавшая на старте решительно выдернуть купол над головой, и традиционное напутствие в дорогу – бежа-а-а-ть!!!
Отправив первый парамастеровский «паровоз» из пяти пилотов вниз на пляж, подняв над собой свой «Транс» с надписью WWW.PARAMASTER.RU я с чистой совестью приготовил фотокамеру и пустился вдогонку за своими.
Воздух был еще прозрачен, горизонт на суше простирался на десятки километров, а на море и вовсе сливался с ним, плавно переходя в четвертое измерение…

В такие моменты, когда день уже заканчивается, и ты спокойно летишь в «молоке» сливаясь воедино с природой, человека посещают чувства, которые никогда не приходят на земле. Как будто находишься в состоянии медитации. Иногда ловишь себя на мысли, что просто боишься пошевельнуться в подвеске, чтобы только не нарушить это незримое равновесие и блаженство, которое длится всего-то 35-40 минут. … И вот уже пляж, и ты, немного проветрившись на свежем морском воздухе, как будто в теплую ванну, ступаешь на земную твердь. Укладывая купола и снаряжение, проигрывая в голове свежие впечатления, еще раз грустно смотрим на вершины, и опять хочется на старт. А для кого-то наоборот – только касание с матушкой землей после первого полета с такой высоты возвращает спокойствие и расслабление. Все чувствуют себя по-разному. Едины только в одном – насколько хрупкое создание - Человек, пытающийся все-таки иногда вообразить себя «царем природы»…
Предварительно ознакомившись с местом посадки на пляже - всем стало ясно, что проблем с этим не будет даже у новичков. Достаточно широкая и длинная полоса прибрежного песка и ровный, легкий морской бриз позволяет заходить на посадку с любой стороны, без помех для себя, не создавая помех остальным. Это собственно и демонстрировали все пилоты, как по расписанию заходя на посадку на пляж с утра и до самого вечера.
Совершенно другая ситуация была на старте, и прежде всего психологическая. Потому как с технической точки зрения сами стартовые площадки, если не брать во внимание травянистые склоны, - представляют из себя достаточно удобные площадки для разбега с куполом, даже в штиль. Основного чего не хватало у новичков – это предварительной подготовки перед выездом в горы где-нибудь в Крылатском или Коломенском, и самое главное – решительности, а это напрямую связано с первым.
Поэтому часто на склоне, на старте, при достаточном множестве начинающих пилотов, необоснованно царило излишнее ожидание хорошего порывчика ветра, а более опытные пилоты мужественно ждали их и ни в коем случае никто никого не подгонял. Такое корректное отношение и сопереживание неудачам во время стартов сразу можно было отметить в любой летный день. Каждый когда-либо все это тоже проходил. А машины все подвозили и подвозили свежее «мясо»…

Очень жаль, что нашим планам - попробовать мягкую весеннюю термичку так и не суждено было сбыться. Все ограничилось полетами вниз на пляж, и только немногим удавалось набрать в пузырях или в подобии динамика метров 200 – 300 над «Бабадагом» и задержаться там на некоторое время.
Частенько всех напрягали облака, которые постоянно висели над стартом, порой накрывая всех как пуховым одеялом. Все терпеливо ждали очередного окошка, и самым смелым и шустрым удавалось в них протиснуться и выскочить на открытое пространство.

Однако уверяем Вас - для тех, у кого горные полеты состоялись впервые, - это было серьезным событием и не только в парапланерной, но и вообще – в жизни… Если Вы еще не летали в горах, - значит у Вас все самое главное еще впереди!
Помните только об одном, если Вы собрались в горы - очень трезво и реально оцените свою подготовку. Если в чем-то сомневаетесь, возьмите несколько уроков у любого опытного инструктора, в том числе и у нас в «Парамастере», для отработки и закрепления именно навыков старта, чтобы уже на настоящем старте не быть в роли «подснежников», которых, после долгой зимы, мы сразу отличаем на наших дорогах от опытных водителей. Прежде всего, – это Ваша безопасность!
К всеобщему удовольствию и отдыхающих, и летающих в этот раз в Олюденизе были организованы полеты с парамоторами. Группу парамоторщиков из Москвы возглавлял сам Вадим Бухтияров. Постоянно над пляжем в небе можно было видеть и новые парамоторные купола: «Экшн» и «Ротор», кроме уже известных: «Эден» и «Сайлекс». Главное никто никому не мешал, а неба хватало всем. Кстати, местным аттракционом является и катание пассажиров на тандемной тележке с парамотором.

Отрадно отметить, что в нелетную погоду скучать не приходилось ни минуты. Каждый мог найти себе занятие по вкусу: дайвинг в местные пещеры, мотоциклы и джипинг по горным окрестностям, лечебные грязи и турецкие бани, ну и конечно же - ШО ? … Правильно, - шопинг! И после всего - купание в очень соленом море или в бассейне.
Ну и, конечно же, мы знаем, что всегда найдется кто-то, кто в бочку с медом готов плеснуть ложку дегтя…
Теперь поведаем о том, как чуть было, не разгорелся настоящий международный скандал! Предлагали даже в знак протеста провести акцию самосожжения (правда, теперь уже сложно вспомнить кто и кого?)
А началось все с того, когда караваны джипов все чаще с самого утра потянулись в гору все с тем же свежим «мясом»… Тут-то и учуяли местные «зеленые братья» (т.е. лесники) – запах свежих российских и иностранных долларов…
Короче говоря, вспомнили, что все - по чему мы ездим и ходим является заповедником, а они на то и поставлены, чтобы драть с нас деньги, т.е. беречь природу. Ну, а мы ведь тоже беспокоимся за природу – Мать нашу! И Вашу мать, тоже…
Но, тем не менее, общественный гнев искал выхода наружу. Обошлись малой кровью – соорудили чучело лесника с надписями протеста, Волков Игорь с парамотором поднял его в небо и сбросил…, правда на запасном парашюте, поскольку по соседству на пляже за всем происходящим наблюдали в жандармерии. После этой акции они настойчиво попросили больше никого ниоткуда не сбрасывать. Правда, вскоре появилось местное телевидение, глава администрации, которым объяснили недовольства парапланерной братии, но … в итоге, после бури, вместо 6-ти долларов с человека за подъем в гору стали платить все 15 (!)

Вот так и пролетели незаметно семь дней наши майских праздников. В то время пока пролетарии всех стран пытались объединиться во всем мире, мы объединялись с парапланеристами из того же мира в Олюденизе. Чего и Вам искренне желаем.
До встречи в небе!

Звоните 8-903-124-7792 Александр или пишите alex@paramaster.ru.
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты