Парамастер
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Парамастер в Чегеме.

Ну вот, теперь полноправно можно рассказать и о путешествии команды "Парамастера", в теперь уже многим известное, хотя бы и по фотографиям, Чегемское ущелье Кабардино-Балкарии.
Наш маршрут пролегал через Пятигорск. Естественно, не заехать хотя бы на пару дней на Юцу было бы неуважением к российскому парапланеризму. Так и решили - первых два дня провели на Юце, о которой многим рассказывать уже не надо. Поскольку в нашей команде кроме меня на Юце еще никто не был, конечно же, новички получили хорошую порцию впечатлений, особенно от величественного Эльбруса на рассвете, который в прозрачно-звенящем утреннем воздухе расположился как будто на расстоянии вытянутой руки за соседней горкой...
То ли осень разыгралась, то ли просто не повезло, но даже подобие динамика на любой ветер (которого все не было) мы так и не дождались. Добросовестно заплатив за палатки и все взносы по максимуму за весь летный сезон 2006 года (по 320 р. с носа), сделав по несколько полетов престижа с вершины в лагерь, через два дня мы отправились дальше на Чегем. Единственным приятным моментом в памяти осталось то, что в штиль на гору не надо было тащить на себе мешки. За 150 р. на гору снаряжение доставлял спецтранспорт...
Юца,Эльбрус,Александр спецтранспорт для Парамастера
Корзун Александр Алексей и Лена
Дмитрий
Без сомнений можно уже утверждать, что если бы нам не удалось полетать и на Чегеме, просто посетив эти удивительные места, мы очень многое открыли для себя здесь впервые. Даже несмотря на известные всем Чегемские водопады, которые до сих пор являются местом поломничества для приезжих туристов.
К нашему всеобщему стыду выяснилось - как все-таки еще мало мы знаем нашу Россию, нашу историю и сегодняшнюю жизнь страны.
Честно говоря, перед выездом из Москвы одним из вопросов, который был у всех на устах, был вопрос: "постреливают или нет"? Географию слава Богу мы еще помним. Знаем, что Верхний Чегем это практически тупик, после которого через 30 км. граница с Грузией, но и в Грузии теперь уже тоже не все в порядке, так что поводов для беспокойства хватало. Каково же было наше удивление, когда мы окунулись в атмосферу гостеприимства и местного размеренного уклада сельской жизни, где, как говорится, каждый сверчок знает свой шесток... Сразу стало понятно, что это и есть результат опоздавшей или затерявшейся где-то в соседних ущельях хваленой западной цивилизации.
Побродив по местным селениям среди сохранившихся XIII-ти вековых сторожевых башен и Дальменов, назначение которых однозначно на сегодня так и не ясно - то ли склепы, то ли места для медитации религиозных отшельников, создается впечатление, что время здесь остановилось и дает местным жителям и всем приезжим на фоне нетронутой дикой природы, горных массивов и чистых речушек с форелью, еще один шанс спросить себя: кто ты и зачем пришел на эту Землю?
Конечно же, сразу вспомнилась наша полуразрушенная российская глубинка, которой есть чему поучиться, как можно жить и работать даже и сегодня, в наше не простое время...
Водопады на Чегеме Водопады на Чегеме
Чегем Дальмены Чегем сторожевая башня XIII века
Кто бывал на Чегеме конечно же знаком с Маратом, местным молодым парнем, который, имея высшее образование умудряется в свободное от заготовки сена для скота со своим братом Мухтаром еще и продвигать в этих диких (в хорошем смысле) местах наше парапланерное дело. Со временем большая часть земли, которая по нашему называется "парадромом" будет в его распоряжении, а пока есть еще иногда претензии отдельных хозяев участков к пилотам, тропы которых порой хаотично ведут к месту старта через травы их покосов.
Так вот, Марат на сегодня может уже предложить не только место для палаток в своем открытом лагере, где есть туалет, летний душ, навес, где стоят столы с лавками, маленький домик - летнияя кухня с газовой плитой и посудой, но и размещение у себя дома с двух -трехразовым питанием, с доставкой пилотов со снаряжением на "парадром" и обратно (а это несколько километров). Помимо летной части наших поездок здесь Марат может организовать различные горные экскурсии для неискушенных равнинных жителей на перевалы, к источникам нарзана, в приэльбрусье и к Эльбрусу, который находитс в 50-ти км. от Чегема.
Собираясь в эту поездку мы были готовы к полной автономии, но не попробовать местную кухню было бы и проявлением неуважения к гостеприимству со стороны Марата, да и большим пробелом не только для гурманов, но и в нашем туристическом рационе. Теперь для наших пилотов уже не в диковинку местные хачины, шурпа, не говоря уже о плове и шашлыках.
Чегем, Марат и Дмитрий Чегем, лагерь Марата для Парамастера
Чегем, вид на старт Чегем, лагерь, шашлык
Чегем, в гостях у Марата Чегем, Дмитрий и Александр
Прошу прощения господа пилоты, но вот такое уж получилось лирическое отступление.
Теперь немного о самом главном - летных и местных условиях. Чем же, как в прочем и всех пилотов, нас привлекло это место, - это относительно стабильная погода, травянистые склоны, стабильная цикличность долинного бриза, который действительно постоянно "включался" к 12.00 и после 16.00 "выключался". Тем более, что сенокос практически закончился и подниматься к местам старта, которых - выбирай на любой вкус, предостаточно, можно где угодно. Правда сразу стало понятно, что в это время года (вторая половина сентября) расчитывать на термичку особо не придется. Так оно и получилось. В основном летали в "динамике" +0,5 +1,5, иногда попадая в отдельные пузыри, тогда прибор с натяжкой попискивал и фиксировал +2,5 или +2,7 не более. С другой стороны, эти условия, как нельзя лучше подошли нашим ученикам и продвинутым моторщикам, которые никогда не летали в горных условиях. В итоге все достаточно быстро освоились у склонов и чувствовали себя уверенно не только на стартах, но и в воздухе, где иногда выдувало выше 550-ти метров над нашим лагерем. Основными ошибками новичков, если не учитывать робость перед скальниками, которые вели себя относительно миролюбиво, было отсутствие быстрой реакции, что вело к чрезмерному удалению от склона и потери потока.
Иногда в воздухе находилось одновременно более 7-8 парапланов (в том числе и тандемы) и тесно никому не было. Как и полагается, практически все летали с фото, а некоторые пилоты и с видеокамерами, поэтому фотографий домой увезли много.
Здесь нужно отметить, как мы поняли, Чегем - это палочка-выручалочка для парапланеристов в радиусе 150 км. Пока мы стояли лагерем нашими соседями были приехавшие еще до нас пилоты из Перми, уехавшие потом на Юцу. В выходные постоянно сюда приезжают пилоты из г. Прохладного. Постоянно на Газелях приезжали на один день полетать группы по 5-7 человек с Юцы, если там не погода, а потому, как часто они оттуда приезжали можно было без труда догадаться, что там им с погодой не очень везло...
А вообще, нам всем такой режим очень понравился. Всегда все высыпались, как только всходило солнце - все загорали. Спокойно собирались и к 12.00 поднимались на старт, заблаговременно подготовив свое снаряжение, обсудив прошедшие полеты и намеченные планы на предстоящий день.
Пока одни моторщики осваивали "динамик" у местных склонов, истинный моторщик - Злобин Володя с женой Людмилой, не без приключений правда, которые заслуживают отдельного рассказа, добрался до Чегема, как говорится, с полной боевой выкладкой - с мотором и тележкой. Так что, когда наш "динамик" начинал угасать, а "слив" с гор после затишья еще не успевал усилиться, в небе над Чегемом, когда все пилоты уже упаковали свои рюкзаки, летал только один "гордый моторный Птиц", наш известный московский "кулибин" - Володя Злобин.
Чегем, Лена и Саша Чегем, Парамастер-спецназ
Чегем, в динамике Чегем, Александр Корзун
Чегем, складываем уши Чегем, мототележка Володи Злобина
Чегем, подготовка к старту Чегем, Володя Злобин перед стартом
Подводя краткие итоги нашей поездки, смело можно утверждать - она удалась. Учебную программу выполнили, все вернульсь без травм, новые места нам очень понравились, некоторые сразу стали планировать очередной приезд сюда уже семьями и с детьми. Как инструктор, для себя уяснил, что на Чегем можно приезжать с небольшими группами "нулевых" учеников и спокойно проходить весь базовый курс от "А" до "Я". Летный сезон на Чегеме открыт с апреля до октября включительно. Можете взять себе на заметку.
На этом желаем всем интересных полетов, мягких посадок, ну, а путешествия учеников "Парамастера" продолжаются. Следующая поездка состоится уже в Гималаи в Непал на Новый 2007-й год. Следите за информацией на сайте.

Александр Корзун (сентябрь 2006 г.).


Звоните 8-903-124-7792 Александр или пишите alex@paramaster.ru.
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты